Долго думал,и вот решил написать,если кому-то будет полезно - значит не зря давил кнопки
Уж сколько раз твердили миру...
В общем по порядку.
Где-то середина сентября.Место полетов - Посад,Кишертский район,Пермская область(кто не знает).Метеоусловия - по проезду на старт в районе 12 часов - облачно,ветер ровно в склон 4-6 м/с,термическая активность слабая, но есть.На день планировалось усиление до 8-12 м/с по РП5.Уровень подготовки пилота - налет ок 100 часов из них ок 80 на этом типа параплана,годовой ок 35-40 часов в год в среднем. Параплан "Спирит 27",загрузка соответствует верхней трети вилки аппарата,заявленной производителем.
На разведку погоды взлетел,поболтался на уровне склона минут 5 .
и сел в стихание ветра наверх.Когда подъехали основные силы,опять же, кто успел,взлетели .
Затем происходит прогнозируемое и ожидаемое усиление ветра до 10-11 м/с. Полеты становятся менее комфортнымии,проболтавшись еще минут 20, принимаем решение о посадке.Илья на своей Сигме ушел на посадку вниз под гору, что и мне следовало бы сделать,но- мы ведь ленивые - решил подкрутить с пузырьком метров до ста и уйти по ветру в поле.
Тут надо сделать отступление.
Кто не был в Посаде,описываю - гора состоит как бы из двух,можно сказать,даже трех частей по характеру рельефа - левая,наиболее высокая часть(по моему перепад 90м) имеет форму типичного крутого холма с подветренным относительно пологим склоном высотой ок 30 метров, плавно переходящим в горизонтальную поверхность. Средняя имеет наверху как бы плато,размером где-то 40 на 20 метров,заканчивающееся с подветренной стороны деревьями и прудом Палыча. С правой сторонй посложнее - она,как и левая имееет подветренный склон,заканчивающийся небольшим обрывчиком,за которым всякие ямы,железяки,выокие деревья,не очень высокие деревья,постройки Палыча и туалет в конце концов.
Так вот набрав над этой самой правой частью метров 60,решаю, что этого достаточно,разворачиваюсь по ветру и,ПО ДИАГОНАЛИ, над прудом двигаюсь в сторону поля, в которое переходит подветренный склон левой части. А надо сказать,что переходит он в поле посредством двух неглубоких оврагов и асфальтовой дороги с ЛЭП(возможно 6КВ,но мне бы хватило).
Растеряв добрую треть высоты, понимаю, что до поля не дотянуть, а если и дотянуть, то садиться придется по ветру(силу см. выше)В голове резко проясняется(каюсь,грешен, с больной головой летал в тот день) и моск,посредством глаз пытается отыскать пятачек,на который должен уместить вверенное ему тело, не вытряхнув из него душу вследствие повышенной скорости встречи с планетой.А тело в это время начинает оттюттять подколбашивание от подветренного ротора,ибо крыл находится уже практически на уровне старта.Сразу в голове всплывают слова Шеленкова в этом году в Крыму о подветренном роторе,длящемся до 10 высот склона(где раньше то были)
А дальше,как в немом кине на первом рядЕ-
Резкая разгрузка, купол как-то съеживается, под действием ветра,или еще каких-нибудь сил правая консоль заворачивается процентов на 47-48,5 - точнее сосчитать не смог - цейтнот-с.Скорости нет,высоты метров 25-30.Помня, что желательно бы перед посадкой довернуть вправо против ветра ныряю под сложенную консоль(опять же, где-то на параплан.ру были словесные баталии на эту тему - правда, ну не давить же и так сморщенный купол),дальше как в сказке - купол разворачивается против ветра,раскрывается полностью снова делает полную фронталку,а я, чувствуя, что планета близка,готовлюсь к жесткому приземлению по парашютному(благо в аэроклубе это насмерть вбили)и, так как земля как то уж очень быстро приближается (высоты метров 10), тяну клеванты со все дури-очевидцы рассказывали,что приземлялся на только что наполнившемся крыле.Удар о земь последовал несильный, но перекатиться не удалось - склон овражка встретил мою тушку.
В общем отделался легким испугом и испачканым коленом на комбезе.
Выводы:
-дуракам везет
-дуракам очень везет
-кому еще везти, как не дуракам.
А если серьезно
-сомневаешься - сделай безопасно, и,читайте буквари,господа!!!(А на старт мы с Ильей пришли одновременно)
При съемках этого фильма пострадал стол на который запрыгивала Ольга Леонидовна,желая воочию лицезреть битву парапланериста и подветренного ротора