Фальшстарт
Обидное недоразумение, от которого не застрахованы ни опытные пилоты, ни новички. У первых чаще из – за лени (не достаточно хорошо разложен купол перед стартом), у вторых из – за нехватки опыта. И в том и другом случае фальшстарт отнимает время и нервы у РП и команды буксировшщика.
Оплачиваемым фальшстартом считается старт пилота (с отрывом или без), после которого затяжка остановлена и буксировщик возвращается на исходное место. Возврат машины обусловлен потерей визуального контроля пилота оператором лебёдки из-за значительного отдаления или особенностей рельефа (бровка дороги). Исключение – тандем.
Если по какой-либо причине старт не удался и буксировщик отъехал не более 100-150 м, то старт можно повторить, не перемещая пилота и машину.
При наличии выпускающего, он должен помочь разложить пилоту крыло. При его отсутствии, помощь должен оказать любой свободный пилот.
Если буксировщик отъехал дальше 100-150 м и оператору плохо видно место старта, то трос необходимо смотать. Оператор дает водителю команду «назад» и включает смотчик, пилот почувствует при этом рывок. В некоторых случаях требуется отцеп и только потом смотка.
Набор высоты
Основная задача пилота на затяжке держать крыло перпендикулярно тросу. Именно крыло, а не себя, подвеску, направление полета и т.п., потому, что при затяжке вас может развернуть в подвеске. Поднимите голову, бросьте взгляд на крыло, затем на трос. Доверните, если крыло уходит в сторону. Помните, что на затяжке эффективность работы клевант уменьшается, а свал наступает раньше. Применяйте управление весом. Не делайте резких поворотов, это приведет к убавлению оператором тяги, доворачивайте максимально плавно, не сильно изменяя угол между тросом и крылом. Знайте, что оператор будет сбавлять тягу при вашем отклонении от курса, вплоть до полного сброса тяги. Это необходимо чтобы избежать попадания параплана в локаут.
На затяжке ваша скороподъемность будет изменяться в зависимости от режима работы лебедки в данный момент (быстрый или медленный барабан), прохода вами восходящих или нисходящих потоков. На затяжке нельзя сильно затягивать клеванты, лучше лететь на полностью отпущенном крыле. В противном случае, оператору будет очень сложно вывести вас на большой угол возвышения над машиной и дать вам максимум высоты.
Если вас начало раскачивать («секс в подвеске») это означает работу лебёдки на переходных режимах, т.е. оператор пытается найти оптимальную скорость подъёма для вас. Если подъём для вас не оптимален, подайте сигнал оператору:
-махание руками – больше тяги,
-махи ногами – меньше тяги.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ на затяжке класть ноги на трос! Следите также, чтобы стропы парашютика не зацепились за вас или за элементы подвески. Если зацеп произошел, бросьте клеванты и отпутайте зацеп! Пренебрежение этими правилами может привести к травме при обрыве слабого звена — улетающий вниз натянутый трос обожжет или обдерет вам ноги!
Несмотря на то, что пассивная лебедка позволяет пилоту отцепляться в любой момент, не дожидаясь сброса тяги (трос при этом не запутается) старайтесь набрать максимум высоты или отцепиться сразу после прохождения центра хорошего восходящего потока. Помните, что выкрутить с высоты менее 200 м очень сложно, скорее всего, вы просыпитесь и будете ждать в очереди на следующую затяжку. Определить прохождение восходящего потока можно следующим образом: у вас увеличивается скороподъемность без значительного увеличения угла по тангажу, вас начинает тянуть больше вверх (а не вверх-вперед с увеличением угла по тангажу, когда оператор добавляет тягу). Отцепляться в самом потоке не рекомендуется, т.к. будет большое усилие на ручке отцепки и затем последует мощный клевок. Лучше отцепиться сразу за потоком, развернуться и по ветру догнать поток.
ВНИМАНИЕ нельзя отцепляться на высоте меньше 20 метров — в случае нештатной ситуации на такой высоте садитесь с тросом, держа курс на буксировщик. Это объясняется тем, что на малых высотах,
во-первых, опасно бросать клеванты,
во-вторых, при отцепке с тягой можно ошибиться с компенсацией клевка и встретить землю в переднем качке или в свале.
Запрещается лететь над дорогой (в случае обрыва троса он может попасть на проходящие машины). Нельзя перелетать на другую сторону дороги, если это не оговорено ранее.
Распространенные ошибки:
-Пилот пытается держать направление полета на трос и не следит за положением крыла. В результате оператор ослабляет тягу и пилот не получает максимально возможной высоты.
-Пилот забывает о замедленных реакциях крыла на затяжке, тянет клеванту сильнее. В результате крыло входит в резкий поворот и уклоняется от курса в противоположную сторону. Повторение этих нехитрых приемов приводят к галсам. Оператор сбрасывает тягу и ждет завершения ваших маневров, а вы теряете высоту.
- при усиленном боковом ветре самая распространенная ошибка - это упорная борьба со сносом и желание лететь строго над дорогой. Если боковой ветер то и не задумывайтесь – сноситесь по ветру и летите так, чтобы передняя кромка крыла была перпендикулярна тросу.
-Еще одна ошибка при сильном боковом ветре, когда пилот ставит купол строго против ветра, пытаясь пробиться, а не «срезает» его как у горы, вся нагрузка, при этом, идет на трос и подъёма нет. Усиление натяжения может привезти к обрыву троса, потому оператор вынужден сбросить тягу.
-пилот любуется красотами или своим куполом, не сразу замечая остановку машины.
Отцепка
Сигналом на отцепку для пилота является остановка буксировочной машины или команда оператора по рации. Напомним, что пилот на пассивке может отцепляться и раньше (исключая высоту до 20 м).
Перед отцепкой уберите ноги подальше от троса. Для отцепки возьмите клеванты в одну руку и дерните ручку отцепки. Убедитесь в уходе троса и парашютика. Если трос или парашютик не ушел, то рукой (или двумя руками без клевант) помогите ему отцепиться.
При отцепке под тягой, сразу после дергания ручки, возьмите клеванту и компенсируйте клевок.
Важно ! Когда вы уже в полёте и набираете высоту в потоке не забывайте что затяжки продолжаются. Пилоту, которого тянут почти невозможно вас облететь, значит он имеет преимущество. Всегда смотрите что происходит вокруг вас. Тоже самое и при посадке на место старта. Не находитесь на траектории затяжки когда кого-то тянут !!!
Нештатные ситуации:
-Трос или парашютик запутался и не отцепляется — сохраняйте направление полета на буксировочную машину, постарайтесь двумя руками (без клевант) отпутать его.
-Если отпутать трос не получается — снижайтесь спиралями к буксировочной машине, следя чтобы трос не натянулся. (оператор будет сматывать трос).
Ошибки:
- пилот не заметил что парашютик зацепился за элементы подвески.