Фестивалю «Free Sky/Свободное небо» посвящается.
«Захмелевший лечу по луне отраженной в кокпите».
Ниже изложенное представляет собой скорее эмоциональное состояние от произошедшего, нежели хронологию происходящего.
Звонит Вася, спрашивает:
В: - Ты рукой направление показывать умеешь?
Я: - Угу.
В: - Тогда полетишь со мной штурманом на фестиваль «Free Sky/Свободное небо».
Я: - На чем?
В: - На «Хмелях».

Я: - Хорошо, полетели.
И в пятницу вечером начиналось все примерно вот так.
« Не знали наши папы, не знали наши мамы.
Что дети не простые у них в семье растут.
Что подойдут их детям не кепки и не шляпы.
Ушанки партизанов им очень подойдут»…

… На земле Нас встречал дружный пилотский круг.

Приземлились как раз во время. Начался вечерний брифинг. Судя по поставленной задаче, понимаю, что рано снял шлем. Разрыв мозга обеспечен...

Утром Вася заявляет:
В: - Плот должен быть тупой и решительный. Так что все расчеты делает штурман.
Я: - Хорошо. Какую скорость заявим?
В: - 95 км/час.
Вася уходит в кабинку для срочной связи с президентом обозначенной на карте буквами «М и Жо». Считаю весь маршрут на 95 км/час. Консультируюсь с более опытными товарищами. Получаю столбик циферок. Вася возвращается и с довольным видом говорит:
В: - Я тут подумал, будем заявлять 100 км/час.
Я: - Ты так сильно полегчал или поднабрался сил после общения с «президентом»?
В: - Я сбросил балласт, а значит мы полетим гораздо быстрее.
Делать нечего пересчитываю все на 100 км/час. Выхожу на улицу. Вах… картина Репина «Москва и немцы». Дубак, пилоты кутаются, кто во что горазд. Крылья у всех аппаратов в инее. Требуется чистка. Занимаю очередь за право пользования шваброй. Пилоты, штурманы и техники по очереди играют в игру «Уборщица». Смахивают иней, заводятся, греются, и гуськом выезжают на предстартовую полосу. Подхожу к судье беру заявку на полет. Заполняю циферки. Вася смотрит на 100 Км/час и говорит:
В: - Ты чего делаешь. Я ж пошутил по поводу балласта.

Летим в среднем 95 км/час.
Я: - Спасибо КВС, будем пересчитывать.

Взлетаем седьмыми согласно расписанию и кружим возле стартового цилиндра 5 минут. В итоге пересекаем стартовую линию с задержкой 5 сек и получаем штраф. Далее надо по фотографиям найти ориентиры на местности и нанести их на карту. Глаза разбегаются, и мы уходим в сторону от маршрута. Кто ж знал, что тут все заливы на одно лицо. Теряем время, возвращаемся. Приходится догонять. Зажимаем спидбар в четыре руки. И на приборе наблюдаем 147 км/час. Влетаем в зону контроля скорости с отставанием от расчетного времени 3 минуты 30 секунд. Извечный вопрос что делать? Если будем догонять, сорвем прохождение отрезка на заявленной скорости. Если притормозим, то 100% в зачетное время не долетим. Система начисления очков и штрафов мне неизвестна. Принимаю решение догонять расчетное время, но на минимально возможной скорости, на участке контроля скорости ( В итоге скоростной участок мы пролетели на 109 Км/ч вместо заявленных 95 Км/ч )
Хотелось бы немного отвлечься от повествования и расписать дополнительное штурманское оборудование выданное мне Василевсом.
Первое - это инженерный компас, который позиционируется с пол минуты на ровной поверхности. В условиях турбулентности стрелка «на север» пляшет с расхождением в 90 – 100 градусов. Я его сразу спрятал и забыл куда.
Второе – это штурманский планшет производства
made in Вася. Вы фильм про Буратино смотрели? Там у кота Базилио на шее табличка была «На хвост не наступать». Вот мне такую же повесили. Листочек с фотографиями и карта вместе не помещались на планшетке. Поэтому Вася изрёк: «Учись делать оригами» ( Эту ключевую фразу я не раз буду вспоминать во втором полете). И загнул карту строго по маршруту. Полученную фигурку мы примотали скотчем к фанерке.
Третье – это секундомер. Но поскольку данный девайс был пропит Васей еще до зарождения сверх легкой авиации,

то его функции взял на себя мой сотовый. Крепить его было не куда, кроме как зажать в правую руку.
И вот сижу я в штурманском кресле с фанеркой на шее и сотиком в руке ( что бы его не потерять пришлось снять перчатку ) мимо проходят зрители и кидают мелочь в кокпит.
- Голодранец - заявляет Вася, усаживаясь в пилотское кресло.
Я: - Ты не ерничай. Заводись. Через 4 минуты взлетаем.
Себе карту Василий конечно не взял. Поэтому, что бы достичь консенсуса по поводу направления движения, мне весь полет приходилось, периодически (раз в две минуты) брать планшет двумя руками, перекидывать его через Васину шею, и удерживать у его лица ту часть карты, где мы приблизительно должны были находиться. В этот момент Вася видит только карту и часть ландшафта по бокам от дельталета. Что творится по курсу ему неведомо. Вы на мотоцикле когда-нибудь пассажиром ездили? Теперь представьте, что вам дали в руки поднос из столовой. И вы этот поднос на скорости 120 – 140 км/час раз в две минуты показываете водителю мотоцикла. Сила сопротивления воздуха на такой скорости существенна + тряска. Так что Вася периодически стукался «хлебальником» о планшетку. *bu*Бросить управление в этот момент он не мог, поскольку мы гнали на зажатой ручке. Вася мотал каской и подвывал в моменты вынужденных поцелуев фанерки. Мы плавно двигались по маршруту сокращая отставание. Показывать секундомер Василию перед пролетом зачетного окна было равносильно демонстрации аборигену кривого зеркала. Красиво, но не понятно зачем. Поэтому я на пальцах, перед Васиным лицом, отсчитывал количество минут до заявленного промежуточного финиша. 5... 4… 3… 2… 1…В итоге наше отставание сократилось всего до 8-ми секунд. Что уже было очень хорошо (отыграть 3мин 30 сек на участке в 22 мин это мужественно). Далее надо было пролететь по заданной траектории напоминавшей крыло самолета, фюзеляж и хвост. С этой задачей мы стравились, обогнав по пути несколько экипажей. Но в конце (видимо Вася подморозил таки свои колокольчики, и решил подзабить на концовку трассы) мы немного не дошли до финиша. Вырубили движок над полосой и плюхнулись в зачетную зону.

В: - Ты нанес на карту все найденные по фотографиям ориентиры?
Я: - Неа, Забыл куда дел карандаш. А в полете не мог его искать по карманам т.к. все время контролировал секундомер и планшетку.
В: - Будем рисовать по памяти.
Память над нами поиздевалась. В сумме из 10-ти возможных мы нашли 4 ориентира. Из которых 2 правильно, 2 не правильно. Итого +50 * 2 и – 50 * 2 равно 0 очков.

Продолжение следует …