Чегем 2011.
«Глубокая и извилистая теснина Чегема — одно из красивейших ущелий Кабардино-Балкарии, да и, пожалуй, Северного Кавказа. Бурная река, сжатая как в тиски скалами, с грохотом бросается то в одну, то в другую сторону, огибая скалистые утесы. Высокие и величественные, уходящие ввысь стены ущелья, как бы искусственно украшенные декоративной зеленью деревьев и кустарников, белопенные водопады, громады гор и скальных вершин — все это создает своеобразный колорит Чегемского ущелья. »
http://fsla-kbr.ru/paradroms/chegem.Дошли руки до написания «краткого» отчета о проделанной Нами (Александр Бессарабов, его друг Дима и Ваш покорный слуга - Жданов Павел) поездки в Кабардино-Балкарию, в теснину Чегема.
Идея поездки в Чегем витала в нашей компании давно! И вот у меня, ввиду сложившейся жизненной ситуации, появилось свободное время и мы с Сашкой решили: Едем. Даже примерный срок назначили заранее: Сентябрь. Оставалось выбрать только окончательный день выезда, который все же определился после отказа от поездки нашего Коллеги-соратника Каракулова Алексея. День выезда назначили 8 сентября четверг. Друг Сашки долго не мог разобраться с работой, но все же он решил все проблемы и оказался третьим членом нашей, спевшейся в последствии, команды.
Сборы прошли как всегда в суматохе, не обошлось без задержек. Но все же около полуночи наш экипаж загрузился в Ладу Калину универсал, любезно предоставленную капитаном нашей команды Сашкой, (а она вместительнее чем кажется). Затолкав в данный автомобиль 5 пенок, 2 палатки, 2 параплана, один тандем соответственно 4 подвески, спальники, котелки, личные вещи мы двинулись в длительный путь по просторам нашей необъятной родины!
Маршрут прокладывал капитан: через Ижевск, Набережные Челны, Самара, Саратов, Волгоград, Пятигорск, Чегем. Водители чередовались, т.к. все трое с правами и были вписаны в страховку. Первую ночь ехал Сашка. Я сидел рядом, пытался веселить, как выяснилось, тот кто пытается веселить устает не меньше водителя))). Мне выпала самая не ровная дорога по просторам Саратовской области… колея, вспученный асфальт, норма для тех мест.
Очень порадовали дороги Кабардино-Балкарии, и Ставропольского края, однако водители там правил не соблюдают. Обгон через сплошную и двойную сплошную у них видимо не приводит к лишению….
Надо отметить всю дорогу нас преследовал туман и дождь. И Чегем нас встретил моросью, влагой и затянутым небом.
Приехали к ущелью утром. Меня очень поразили горы, которые я заметил только тогда когда мы подъехали к ущелью. Первое что видишь и что запоминается это водопады… прям скажем не Ниагара, но вполне достойное зрелище! Особенно неискушенным зрителям Пермского края. Дальше асфальт заканчивается и начинается настоящее зрелище! Красивейшие виды ущелья. К водопадам дорога ведет через узкую часть ущелья, огромные скалы нависают прямо над дорогой, кажется что стены скал смыкаются и тебя раздавят, или вот вот, маленький кусочек скалы в несколько тон сорвется и скроет машину под грудой камня.
По ущелью идет грунтовая дорога вдоль горной реки сильно виляя, повторяя изгибы речки и прыгая с одного берега на другой. Цвет реки видимо от количества осадков меняется, тогда она была мутновато зеленоватая, пурпурная. Дальше ущелье становится более широким, открывая красивейшие виды Кавказких гор. Порядка 18 км по этой не очень ровной дороге с чудными видами на горы и мы оказываемся на парадроме Чегем, с гостеприимным хозяином Маратом.
Что меня еще очень сильно поразило, это то, что вдоль ущелья идет газовая труба, т.е. вдоль дороги, виляюшей между гор, и прыгающей с берега на берег идет газовая труба, т.е. в тех деревнях до которых нет асфальта, есть газ.
Марат нас приветствует, кормит завтраком - лепешками с сыром (Хачаны), мы ставим палатки, и ложимся спать… проснулся я от голоса.. «не много полетаем».. дальше мне было не важно.. выполз я из палатки: смотрю в небе порядка 10 куполов. Бужу соратников, говорю «ребята, все летают»… Просим Марата завести нас на старт и вот мы уже в воздухе. Напомню с утра был дождь. Днем сухо, но небо затянуто. Горный бриз очень мягок, и этот неописуемый динамик очень и очень ласково поднимает тебя на высоту до 600м над стартом. Что в первом полете запоминается?! Это конечно скалы Зинки, это зубья выше которых в роторной зоне поднимает, и надо не очковать лететь туда! Чтоб выбраться до верхушки горы… еще до глубины души пробирает вид отвесной скалы высотой метров 500 напротив через ущелье, Запоминаются облака которые зацепившись за верхушки соседних гор висят над ними туманом, в который можно залететь не надолго. Еще чувство собственного ничтожества, по сравнению с матерью природой, осознание своей наноничтожности в сравнении с этими каменными нагромождениями. Было страшно летать рядом с острыми краями зубьев, и отвесов горы, после наших пологих горок. Еще сложность была в посадке! Не привыкшие мы высоту сбрасывать! Делаешь спираль тебя сносит ветром, начинаешь винговерить подскладывает уши. В общем, посадка это один из сложных элементов! И у меня по первости занимала очень много времени, особенно с тандемом.