Что хотелось бы сказать по поводу этого конкретного случая и всего крайнего выезда. Нам всем повезло, что Саша приземлился недалеко. Нам всем очень повезло, что с ним все время была связь и он сразу смог передать координаты своего приелкивания (или припихтивания, если быть более точным). А главное, нам всем чертовски повезло, что он серьезно не травмировался.
Если бы хоть в одном из этих пунктов нам не так повезло – то мы, в лучшем случае, очень долго бы его искали… Скажете, что половина этого везения – грамотные действия пилота? Отчасти соглашусь, но не во всем.
Что хотелось бы отметить конкретно – при полетах в горах, да и при любых других тоже, жизненно необходима связь. Жизненно. И лучше, если к ней будет дополнительный источник питания. Джи-Пи-Эс по переданным Саней координатам вывел нас к нему с точностью 5 метров - то есть мы, зная куда идти, не сильно далеко от транспорта занимались спасанием почти 5 часов – это при относительно здоровом пилоте, находящемся уже рядом со своим крылом – нам оставалось только его(крыло) сдернуть, снять ПЗ, спустить пилота и спуститься вниз.
При выезде в серьезные горы очень желательно возить с собой комплект альпинистского снаряжения – одного на группу будет достаточно (это, конечно, выливается в большую проблему, если лететь самолетом). В Курай я с собой брал свой комплект – он там не пригодился. Сюда же не повез, ибо расслабился - пообещали спасслужбу местную ( про спасателей чуть позже…) ,да и с багажом перегруз выходил и без этого снаряжения. В результате в первом эпизоде это вылилось в лазанье по деревьям в парашютной подвеске с винтовыми мальями вместо нормальных карабинов…
Еще хотелось бы обратить внимание на то, что каждому пилоту, не помешали бы базовые навыки работы с веревкой и элементарным альпснаряжением – хотя бы для того, чтоб слезть с дерева или другого опасного элемента рельефа, если поиски затянулись (это я про те три часа на дереве) . То, что при этом очень рекомендуется возить с собой в подвеске пару карабинов и шнур метров двадцать я не говорю (хотя сам не вожу-перегруз-с).
Еще одной ошибкой было то, что не взял с собой наверх аптечку – хоть Саня и говорил, что с ним все нормально, надо было предположить, что у него последствия стресса, связанного с сим «хитовым расколбасом» - как называют подобные инциденты наши кунгурские друзья. Конечно, дошли и так, но видно было, что пострадавший наш спускается на зубовном скрежете, щедро расходуя резервы организма, запасенные на этот случай – кетонал в шницель или хотя бы даже в желудок через рот, я думаю, ощутимо облегчил бы его страдания. Я уже не говорю о том случае, если бы по прошествии некоторого времени после встречи с пихтой наш паршютист обнаружил бы в своем организме более серьезные повреждения, не замеченные в горячке радости жизни первых минут висения на дереве.
А еще мы не взяли ни одного фонаря наверх – по координатам он же близко – всего 1300 м от дороги и 700 вверх. В общем, когда дошли (через час сорок после покидания спасательного автомобиля и через два с половиной часа после происшествия) – солнце село, пока сняли, спустили, упаковали - темно стало совсем. И тут выручил технический прогресс в области мобильного телефоностроения – оказывается фонарик в телефоне не только для развлечений вставляют – в тот вечер он мне глаза спас! И не только мне, я думаю. А если еще и учесть рассказы местных спасателей про шакалов и медведей…
И еще очень хотелось кушать - хотя пить хотелось еще больше…
А еще понял, что надо регулярно давать организму подобные нагрузки – а то разбаловали нас хорошие крылья, удобные подвеси и завозы на гору на авто …
Вот как-то так. Хотел поблагодарить парней, участвовавших – и помогавших и просто шедших за компанию. Да вы сами все знаете…
Спасателей местных хотелось бы очень поблагодарить не только за участие в поисково-спасательных работах, что само собой, но и за то, что несли санин параплан до самого низа.
ЗЫ – писалось не в качестве назидания, а для общего ознакомления и как анализ ошибок.
Про горячего финского парня ничего писать не буду - он сам все знает. Да, Саня ?