"Эти выходные" "с пользой" получились.
Итак...
В субботу, 16.02.2013г. экспедиция в составе 1 экипажа из трех пилотов (Бин55, Геннадий "Зевс" и Александр "Кусто") а так же 2 экипажа с группой поддержки и пилотом Михаилом, присоединившихся в Добрянке, около 12 часов прибыла на разлив р. Кама в д. Ольховка.
В распоряжении экспедиции имелись 4 крыла + 1 тандем, приборы, радиостанции и любезно предоставленная А.Южаниновым "малинка".
К искреннему нашему сожалению, вероятно в силу того, что мы собрались достаточно стихийно, буквально накануне, Андрей не смог изменить свои планы и поехать с нами.
А "на берегу" нас ожидали два снегохода с водителями, большая группа, желающих полетать в тандеме, местных жителей, а так же их большое радушие, гостеприимство, доброжелательность и хорошее настроение. Вот совершенно искреннее. Просто море позитива. Поверьте.
Погодные условия:
t -4*-6* (C)
ветрер 180* 0,4-1,2 м\с, "местами" штиль
низкая облачность. (ну очень низкая
)
Огромный разлив реки, позволяющий осуществлять затяжки практически в любом направлении, достаточно жесткий наст.
Мобильность, предоставляемая снегоходом на реке, просто поражает. Это просто песня!!! Праздник души!!! Восторг!!!
Никаких тебе утомительных прогулок по сугробам, тасканий пончиков с парапланом и подвеской, выбора направлений и дорог... ты просто едешь!!! Туда, куда надо... Ух...!!!
Да уж, силы для полетов и их обеспечения, снегоход значительно экономит. Очень значительно.
Быстренько распределились обязанности. Геннадий (опыт, куды его денешь?) - РП, выпускающий; Александр (пилот не менее опытный) для опытов
; Михаил, в ожидании очереди - наземка; а меня со снегохода можно было бы только всемером стащить, а поскольку такими силами "оне" не располагали - оператор малинки пассажиром на снегоходе.
Теоретически пилот снегохода может совмещать обязанности оператора - прибор перед ним, и, хотя обе руки у него заняты, заняты постоянно, рычаг отцепки троса легко располагается в ногах и может быть оперативно задействован. Но мы сочли более разумным осуществлять постоянное наблюдение за пилотом параплана во время затяжки отдельно, специально для того "выделенным" чОловИком, и, в связке - пилот снегохода (вождение, наблюдение за прибором затяжки, обеспечение тяги и скорости, которые он проговаривает вслух), и оператора - радиосвязь, визуальное наблюдение затяжки, контроль отцепки - очень даже не плохо работает и обеспечивает достаточно возможную безопасность.
Совершенно ровная поверхность водоема позволяет оператору наблюдать взлет пилота практически от момента начала подъема крыла.
Трос размотан (1000 м ровно), пилот готов, команда РП - "Выбрать слабину"... Поехали!
На первой затяжке отрабатывали необходимую скорость и силу тяги. В принципе, реально необходимая и возможная от предполагаемой не шибко то и отличается, и в нашем случае, составляла 70-90 кг (иногда до 110 - кратковременно) при 30-40 км\час.
Есть отрыв!!! Саша неспешно набирает высоту. 50м, 100, 150.... и на трехста мы его вдруг не видим!!! Вот совершенно вдруг. Резкий вход в туман. Буквально за 1,5-3 секунды!!! "Оцеп, Саша, оцеп - мы тебя не видим!!!" Есть отцеп. Трос идет вниз, но мы напряженно всматриваемся в небо... И оттуда, неспешно прорисовываясь в контурах, красиво появляется Параплан!!! Вот именно так - с большой буквы!!! Красиво, пАтАму чтА!!!
С Алексеем (пилот снегохода, очень приятный человек, искренне рад знакомству) прикидываем тактику возврата троса. Далее действовали по выработанной схеме - возвращаемся к месту старта, там отдаем "свой" конец
, и, с помощью большого карабина, одетого на трос, по своему "путику" "распрямляем" трос.
Далее - Геннадий с тандемом.
Вот тут засада. Слишком тяжелый вес при полном отсутствии ветра заставляют увеличивать нагрузку на "тяге", а при увеличенни выше 110 кг - трос рвется.
Хорошо, пробуем по другому.
В тандем пилотом идет более "легкий" Саша.
Есть отрыв!
Ок. Так и "работаем".
Далее - моя затяжка. Ну, ленивый я - оттого свой крЫл доставать не стал, "подлетнул" на Сашином. Кстати, и его новый "трансформер" попробовал( Понравилось).
Тяга - 60. Поднимаю крЫл. Два-три шага - отрыв. Летим. Затяжка очень мягкая, комфортная. Высота 240м. Вокруг появляются хлопья тумана. Сброс тяги. Оцеп. Далее - все штатно, в воздухе очень комфортно, но только вниз (примерно на 0,3-0,5), посадка не далеко (50м) от места старта. Пока собираю "в розочку" крЫла, ко мне на подбор подъезжает снегоход. Красота!!!
На старте получаю "люлей" от Гены за слабый контроль крыла при затяжке, обязательно исправимся, на лебедке исправил, и тут получиться, это моя первая затяжка на малинке. Нужно отметить, что оно несколько отличается от лебедки. Ощющениями. Вообще, понравилось, хоть и добавил Гене седых волос...
А дальше - "пахал" Саша. Замерз он - как... Сильно, в общем. Но, поскольку тандемить более не кому, да и сам он с удовольствием, то - велком в пилоты тандема!!!
Взлет. До уровня тумана. Полет. Посадка. В руки "группы поддержки"... в одну руку Саше - кружку с горячим чаем, в другую сигарету - и - у тебя куча времени!!! Минуты три...
И уже новый "пассажир" нетерпеливо "перебирает" ногами около тандема...
Сказать, что Сашка "в сосиску" - улетался - погрешить против истины. Он улетался в хлам!!! Практически - до состояния бесчуственности. Нет, на полетах то - вроде нормально, но как только сел в машину, да чутка согрелся - крепкий и здоровый сон...
. Ну, тут, канешна, и свежий воздух еще...
Ближе к вечеру вдруг, совершенно неожиданно, очистилось небо... Появилось солнышко. Именно вдруг!!! Как то сразу!!!
И - какие краски!!! Какое небо!!! Аж... Вот невольно вспомнишь Задорнова, что "... только Русский человек, от восторга, может материться на лунную дорожку... "
Истинно так.
Казалось бы, высота затяжки должна возрасти. Значительно. Но тут мы неожиданно столкнулись с другой трудностью...
Вероятно, отчасти от влажности воздуха, и от постоянного контакта со снегом, трос, видимо, намок (хотя на ощупь не чувствовалось ) и отчасти от того, что места разрыва троса мы наскоро соединили с помощью узлов, по время затяжки трос очень тяжело отрывался от снега (местами он как бы примерзал, оказываясь под снегом) отчего, после отрыва пилота до момента полного отрыва от "земли" троса" параплан двигался паралельно земле около 100-300 м. Это значительно увеличивало продолжительность затяжки, что, конечно, само по себе не смертельно, но при затяжке приходилось проезжать скопления рыбаков, и нежелание "положить" на них трос, ограничивало протяженность пути.
Оттого самая "высокая" затяжка получилась 400м.
Как именно это победить - нада думать...
Первая затяжка Михаила. Вообще - первая в жизни!!!
Старт. Оцеп. Полет. Посадка. Восторг!!! (Вы все помните свой первый "набор" - потому описывать не стану). "Еще хочу!!! Подольше!!!!" Все штатно...
Счастливые лица (а глаза - особенно!!!) пассажиров тандема, совершивших (опять же впервые в жизни!!!) свой первый!!! полет. Ну, Вы такие тоже видели. Много. Что тут говорить. Просто рядом с ними и наше настроение - выше планки!!!
... Село солнышко. Сумерки. Собираем малинку, складываем парапланы, упаковываем рюкзаки.
Местный "народ" строит планы на наш следующий приезд.
Кстати, "просто так" нас не отпустили - рыбкой "с собой" "угостили"...
Хорошо съездили....