Володя, ты очень везучий!
Бесценный опыт ты получил бесплатно. Давайте делать выводы.
1. Мы пилоты мягкого крыла. Мы имеем дело со стихией, которая запросто складывает вполне себе металлические Боинги (но пореже).
2. Сложения — наша повседневная реальность. Опасны не они. Конструктивно крыло в сложении не меняется и способно продолжить полет.
3. Основную опасность представляет неконтролируемое раскрытие крыла после сложения. Оно может быть очень динамичным, приводить к глубоким клевкам, пролетам сквозь стропы, влету в купол. Туда же относятся динамическое затягивание из асимметрии в авторотацию и т.д. Время протекания этих процессов может быть ниже порога реакции пилота. Также, неконтролируемое раскрытие становиться причиной каскада режимов (дискотек).
4. Резкость поведения крыла в режимах зависит от класса, но при определенных условиях даже учебное крыло может эволюционировать за гранью скорости осознания. Этот пункт имеет отношение к советам: затянуть клеванты немного и подождать. Грамотная работа в режиме ведет к существенной экономии потребной для выхода высоты. А разница в несколько метров, становится разницей — живой/неживой.
4. Начальный этап сложений достаточно протяжен и дает информацию о характере сложения и при отработанной моторике позволяет предупредить неконтролируемое раскрытие.
5. В природе существует лишь два типа сложений: выход крыла на отрицательный угол атаки, симметрично и несимметрично (фронталки и асимметрии), и выход на закритический угол, также, симметрично и несимметрично (полный срыв потока и негативка). Это основные сложения с которыми сталкиваются пилоты параплана. Есть еще отягощающие сложения факторы: скорость (вход из акселерированного режима), твист (перекрут строп), скольжение на консоль.
6. Получение необходимых навыков и знаний возможно двумя способами: самостоятельно, над полем, лесом, склоном в надежде на свою удачу, и над водой в спасжилете, с лодкой подбора, с радиоведением и брифингами перед каждым вылетом и постепенно растущей сложностью задач.
7. SIV это не аттракцион, а тренировочный курс позволяющий поддерживать специфические и не часто применяемые двигательные навыки. Их надо получить, закрепить и поддерживать. Поэтому, мы и организовали в прошлом году ежемесячные доступные по цене курсы. И продолжим это делать и в этом году.
8. Никакие курсы не отменяют понятия "Мертвая высота". Читайте по этому поводу Волкова
http://paraplan.ru/forum/topic/77900Это основная причина гибели нашего друга Алексея Каракулова и моей травмы. Но я, благодаря навыкам, перевел ситуацию из летальной и чреватой тяжелыми травмами в более мягкий и приемлемый вариант.
Всем удачных полетов!