Спасибо всем, кто проголосовал и кто высказался по этой теме. Сам я тоже летаю и при необходимости использую акселератор. Для меня этот вопрос очевиден. Хотя я не сторонник полётов в сильный ветер, и тем пилотам, которым прихожусь инструктором, запрещаю летать в жёстких условиях.
Если смотреть на разделившиеся голоса при опросе станет ясно, что у большинства летающих людей тоже всё в порядке в этом смысле. Те, кто не имеет акселератор, но хотел бы - сделать его и испытать очень просто, достаточно посоветоваться с опытными людьми, которые летают рядом с вами, я думаю ни кто не откажет.
Однако, на этот опрос подвИг меня один случай.
Была мощная погода в марте, хороший, очень плотный динамик на горе. Я летал со своими спортсменами (благо техники клубной много, и для того чтоб не сдувало, каждый пересел на крыло меньшей площади) вдоль склона с запасом по скорости, кто винговеры делал, кто испытывал акселератор (личное задание на полёт), кто старался выпарить повыше.
Через некоторое время наблюдаю старт со склона красного крыла. Бысто набирая высоту, пилот на красном параплане поднялся выше склона, и замер на одном месте(скорости явно не хватало, то ли вес маловат, то ли крыло большое) и висел так минут 20, с переменным успехом, то проходя несколько метров вперёд, то, в порыве ветра, опять подлетая к склону. Конечно, со стороны было видно, что парнишка малоопытный и что делать совсем не знает.
Ещё через некоторое время приезжают опытные пилоты из Ижевска и увидев висящее "чудо" над горой задают вопрос: "А, чего вы его не гоняете, этож "чайник" голимый?" На это, честно говоря, я даже не нашёлся, что ответить. Вижу я этого летуна в первый раз; на склоне, где я находился, пока он забирался в гору, на меня даже внимания не обратил, и уж тем более не спрашивал разрешение на старт. С какой, извините, стати я должен гонять кого-то.
А после вопроса мне преподнесли констатирующее изречение:"Если с ним что-нибудь случится (ни дай Бог), то виноват будешь ты"
Так что же получается, люди добрые, если кто-то захочет убиться (полетать, отдохнуть, заняться спортом) за это ответственность несу я?
Но подойдём к этому вопросу с другой стороны(пилота на красном крыле). Как вы думаете, послушался бы он меня? Хотя бы я и представился, что инструктор, что летаю 13 лет и что погода, в которую ты собираешься стартовать, мягко говоря, не для тебя и твоего параплана. Не берусь отвечать за него, но мне кажется, вряд ли. А всё почему?
Вокруг парапланеризма создан сказочный ореол, иногда поддерживаемый опытными пилотами, что, якобы, всё легко и просто. Смотри на других и делай так же, и будет тебе счастье! Хотя другие, на которых он смотрит, намного опытнее его (недавно купившего по сходной цене потрёпаный параплан) или имеют суицидальные наклонности, или просто хотят показать всем, кто тут самый "крутой" и "чьи в лесу шишки".
Посмотрите статистику лётных происшествий. Подавляющее число случаев происходит либо с совсем неопытными, либо с такими опытными, что дальше некуда. Будучи на Юце в 2000 году был свидетелем ежедневных!!! спасработ на склоне, регулярно, как по расписанию, вывозили пострадавших и покалеченных в травматологию. У ставропольских пара- и дельтапланеристов уже сложилась легенда, о взымании горой дани - в год по жертве или две. Все в напряжении ждут и осторожничают, а как только смертельный исход, твори что хочешь - жертва принесена.
Другой момент. Фактор зрителя на склоне. Иной пилот теряет остатки разума, желая продемонстрировать все свои способности, домашние заготовки и увиденные трюки по телевизору. Думаю в каждом летающем братстве есть такие, но это не их вина (индивидуальные свойства психики), что за внимание к своей персоне они готовы на безрассудство. В этот бы момент старшему(не по возрасту), опытному товарищу положить руку на его плечо и сказать добрым, проникновенным голосом:"Подумай о нас, тех кого оставляешь на земле и кому (в случае чего) тебя отскребать, хотим ли мы этого?" Но веть, как обычно в нашей свободной стране, даже если кто и попробует остановить, что можно услышать в ответ? Правильно, администратор это всё уберёт. Потому что на форуме нельзя поматушке, а на полётах сколько угодно.
О чём это я... Ах да, про ответственность за летающего "чайника". В любом законе есть пункт "Права и обязанности". Лётное дело как ни какое другое требует жёсткой дисциплины, и если здесь на мне, как на козле отпущения, будут одни обязанности (обязан проследить, подготовить, послелить соломку), то я не согласен, любая обязанность должна давать право (Остановить, запретить, проконтролировать). Пока не будет чёткой договорённости кто главный, то и спрашивать будет неского. Собираясь большими компаниями (Кандры, Аскарово и т.д.) обязательно нужно оговаривать все вожможные ньюансы назначать либо старшего, либо совет пилотов, кто будет принимать решения, кто будет нести ответственность. А всем остальным строго и беспрекословно исполнять принятые решения.
Всего хорошего. С Днём космонавтики.