В 2007г. разбирался с этим в целях повышения образованности. Вот конспект с выдержками из нормативных документов. Резюме и ИМХО -- ниже.
Воздушный кодекс РФ.
2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Федеральные авиационные правила.
2. В целях настоящих Правил применяются следующие термины, определения и сокращения:
в т.ч.
- сверхлегкие летательные аппараты - летательные аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 495 кг, минимальную скорость полета - менее 65 км/час. Сверхлегкие летательные аппараты подразделяются
- безмоторные (дельтапланы, парапланы и т.п.) и моторные (дельталеты, мотодельтапланы, мотопарапланы автожиры, микросамолеты и т.п.);
3. Использование для полетов в целях авиации общего назначения юридическим или физическим лицом воздушного судна, за исключением безмоторного сверхлегкого летательного аппарата массой конструкции до 75 кг и максимальной скоростью полета до 100 км/ч, не имеющим свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, не допускается.
Кодекс об административных правонарушениях.
Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства
1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Федеральные авиационные правила.
"пользователи воздушного пространства" - граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;
5. Использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства, с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с правилами согласно приложению № 1.
Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с правилами согласно приложению № 2.
Использование воздушного пространства без получения указанного разрешения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 50 настоящих Федеральных правил, запрещается. (п.50 -- это насколько помню, осуществление перехвата)
12. Пользователь воздушного пространства обязан:
а) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих использование воздушного пространства, и настоящих Федеральных правил;
б) своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства;
в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центров ЕС ОрВД и в соответствии с изложенными в нем условиями, за исключением случаев, указанных в пункте 50 настоящих Федеральных правил;
г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы ЕС ОрВД, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (далее именуются - ВВС и ПВО);
д) содействовать органам ОВД (управления полетами) в осуществлении поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам;
е) применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства;
ж) использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации.
20. Воздушное пространство делится на нижнее и верхнее. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является высота 8100 м, которая относится к верхнему воздушному пространству.
По высоте выполнения полетов воздушное пространство классифицируется:
а) на предельно малые высоты - от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;
б) на малые высоты - свыше 200 до 1000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;
в) на средние высоты - свыше 1000 до 4000 м включительно;
г) на большие высоты - свыше 4000 до 12 000 м (до тропопаузы) включительно;
д) на стратосферу - свыше 12 000 м (выше тропопаузы).
Резюме.Много дыр -- неоднозначно воспринимаемых терминов и требований в нашем в законодательстве. Если воспринимать буквально, то совершая пешую прогулку на высоте 0 метров (прыжок -- усугубление положения), мы уже используем воздушное пространство (это не полет, но -- использование), а поскольку прав нету в виду отсутствия разрешения на это перемещение центра ОрВД -- нарушаем. На воздушном судне мы летаем, или не на воздушном -- не важно. Нарушаем. Физ.лицо рискует 2тыс.руб, юр.лицо федерация -- бОльшим. Опять же если верить Федеральным авиационным правилам, то поскольку мы не наделены в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, то мы и пользователями его не являемся, т.е. буквально НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ, а раз так, то и нарушать ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ не можем.
ИМХО. Будет прецедент -- надо будет думать, а совать голову в петлю "на всякий случай" -- нафига? Если докажут факт нарушения (с такими "дырами") парапланерист рискует штрафом, сопоставимым со стоимостью справки ВЛЭК.