тока эта тема обсасывалась не здесь а на параплан.ру
"Другая крайность -- плавание и велосипед. Научившись плавать или кататься раз в жизни, человек (за редчайшими исключениями) не разучивается и не теряет навык уже никогда.
Парапланеризм, насколько мне кажется, в этом плане скорее ближе к плаванию и велосипеду, чем к пианизму. Основные навыки сложных и тонких действий (в т.ч. и действий в экстремальных ситуациях) вырабатываются в первые месяцы обучения и в дальнейшем ослабевают довольно медленно. Заметить ослабление навыков можно примерно после полутора-двух месяцев без полетов, а для полного их разрушения требуется несколько лет.
Выводы: кувыркаться каждый день необязательно, если только пилот не находится в самом начале летной карьеры. Достаточно хорошо покувыркаться в начале сезона, что как раз можно наблюдать у опытных пилотов. Если бы отсутствие постоянной тренировки кувырка создавало серьезную опасность, это было бы замечено и учтено во всех летных школах.
2) 'Бег' и 'кувырок' - две совершенно разные техники. В условиях экстрема человек должен работать на РЕФЛЕКСАХ а ты заставляешь его перед падением ДУМАТЬ какую технику применить. Думать в опасной ситуации действительно опасно, но принимать решение все равно надо! Иначе получится тот самый ступор, который так плотно обсуждался здесь недавно. Все, что можно успеть -- это выбрать тот или иной двигательный стереотип. А размышления вроде "так... я падаю... сейчас надо будет сделать А, Б, а еще через N секунд -- В... " ни к чему хорошему не приведут. Мысли должны выглядеть примерно так: "АБВГД? КЛМНОПРС? АБВГД!!!" Должен почти мгновенно выбираться и запускаться двигательный стереотип или рефлекс, выполняемый без продумывания.
Подобные явления постоянно происходят не только при сложной посадке, но и при работе в нештатных режимах. Попав в режим, пилот сначала должен определить, в какой именно режим он попал (подумать!) и только потом действовать. И нет "универсальной таблетки" ото всех режимов сразу. В одних случаях надо быстро поднять руки, в других -- быстро опустить, в третьих -- ...
Так же дело обстоит и с техникой посадки. Не готов согласиться с тем, что парашютные перекаты -- "универсальное средство от всего". Пилот должен делать выбор и здесь. Пример, когда бездумное применение перекатов может быть опасно, уже приводился.
Выводы: "Средства от всего", универсальной техники посадки НЕТ. Выбор все равно приходится делать, одними рефлексами не спасешься. "
Вся тема здесь:
http://www.paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=9039&highlight=%E2%E5%EB%EE%F1%E8%EF%E5%E4