Прогноз погоды на дни проведения соревнований был не совсем благоприятным, в связи с чем, организаторы были вынуждены ограничиться двумя днями, вместо 3-х запланированных. Такое развитие событий, с одной стороны, решило вопрос с отсутствием необходимости брать отгул на работе в пятницу, а с другой, уменьшило продолжительность незабываемого удовольствия от мероприятия.
Началось же всё с поездки на автомобиле до места проведения соревнований. Дорога, протяжённостью в 400 км, далась нелегко. Состояние дорожного покрытия, извилистая дорога, дождь, отсутствие подготовленного маршрута движения, усталость после рабочей недели, сумерки не давали расслабиться … водителю (Саша Бессарабов). Я же, в свою очередь, избежал этих сложностей, путём употребления прохладного пива и снека, удобно расположившись на пассажирском сиденье и развлекая водителя различными темками для разговора.
Добрались до места около 00 часов по местному времени. Пришлось немного понервничать в поисках гостиницы, в тёмное время суток, в незнакомом населённом пункте, ориентируясь по забитой точке в GPS-навигаторе. Уделив около часа знакомству и общению с прибывшими участниками, отправились спать.
Утром, взглянув за окно, оптимизма относительно лётной погоды у меня не прибавилось. Небо было затянуто серыми облаками и напоминало слоёный пирог. Общий завтрак, приготовленный ребятами «на скорую руку», сытно порадовал изысканными блюдами в виде пельменей, жареной колбасы, макарон, салата из свежих овощей и чая. К 10 часам выдвинулись на парадром «Малая Сюга». Участников и гостей на открытии Кубка Удмуртии собралось довольно таки много. Отсутствие погоды скрасилось бодрым настроением участников, громкими речами почётных гостей, выступлениями артистов и регистрацией участников. После официального открытия соревнований, был организован обед в столовой в Можге и просмотр мультфильма «Шрек 4» в местном кинотеатре. Каково же было удивление при выходе из кинотеатра. Небо очистилось от тяжёлых серых облаков. Большинство пилотов, обрадованные таким событием, отправились на парадром, где совершили по контрольному полёту. Вечером, после ужина в той же столовой, всех участников пригласили в боулинг, где каждый мог, в течение двух часов, продемонстрировать свою меткость на дорожках и общительность за столиком в кафе. Финальным аккордом первого соревновательного дня стала тусовка парапланеристов в гостинице, с песнями под гитару!
Утро следующего дня началось с завтрака в столовой. В 10 утра мы были уже на парадроме. Погода обнадёживала, юго-восточный ветер 1-2 м/с, 20 градусов тепла, кучевые облака. Прошли, предусмотренные регламентом, медосмотр и предстартовый брифинг. Озвучена задача – пролететь маршрут около 50 км. Соревнования стартовали. Пилоты затягивались на пассивной и активной лебёдках. Я стартовал в первой пятерке, на активке. Затяжка чуть выше 300 м. После отцепки стараюсь найти взглядом парапланы, набирающие высоту в потоках. Ссылаясь на отсутствие опыта, решаю лететь в сторону старта, чтобы в случае скорой посадки, поскорее добраться до старта и совершить следующую попытку. Однако над кромкой леса зацепляю поток, но не могу понять как его обработать, ведь это лишь мой третий полёт в термичку. В спирали действую как учили, скороподъёмность падает - уменьшаю радиус, скороподъёмность увеличивается - увеличиваю радиус. Через пару минут понимаю, что центровать поток я совершенно не умею, потому как набор высоты тут же сменялся снижением. По рации слышу, как Костя Трегубов (будущий победитель соревнований), хвастается быстро набранными 1200 м, но высоты у меня от этого не добавилось. Выпарив максимум 600 м, и поймав, в последующем, «хороший» нисходящий поток, я совершил посадку на поле в 200 метрах за стартом. В воздухе я находился около 15 минут. Все авансы, которые я себе надумал, относительно своих возможностей – с легкостью уйти на маршрут, провалились. Вернувшись на старт, обнаружил, что многие ребята, так же как и я, совершили безуспешную попытку уйти на маршрут. Ждём свою очередь на старте. С земли наблюдаем, как пилоты обрабатываю потоки под самую базу облаков. На одной из затяжек, пермяк Алексей Уфимцев, на высоте около 200 м, при компенсации клевка, после отцепки от троса, сорвал купол, бросил запаску и приземлился. Прибывшая скорая помощь увезла Алексея в больницу. Позже, со слов ребят, он приехал на парадром, но его беспокоила боль в спине.
Вторую попытку уйти на маршрут я сделал минут через десять после этого происшествия. Затянулся, как и в первый раз под 300 м. Сразу повернул на север, в сторону леса, где по наблюдениям с земли, пилоты набирали высоту. Поток нашёл не сразу. Потеряв около 100 м высоты, зацепил + 1,5 м/с, заложил спираль и начал уверенный набор высоты. На этот раз старался протягивать спираль против ветра. Результатом предпринятых усилий стали 1200 м над стартом и начало перехода в сторону 1-й точки маршрута. Решил не пользоваться акселератором из тех соображений, что он у меня не очень удобный для оперативного использования. Запаса высоты и выбранной траектории полёта хватило, чтобы долететь до деревни Малая Сюга. Там я хотел найти спасительный поток от многочисленный огородов и строений. К тому же, в том районе кружил параплан, как выяснилось позже, добрянского пилота Алексея Коновалова. Подлетев к нему на расстоянии около 50 метров, он крикнул мне, шутя: – «Это мой поток». На что я ответил ему: «Не жадничай, обработаем его вместе» и заложил спираль чуть ниже Алексея. Около пяти минут, с переменным успехом, мы старались набрать высоту. Когда прибор показывал 80 м, в голове мелькнула мысль о поиске подходящей площадки для посадки. Но анализ изменения скороподъёмности по прибору и мест возможного схода потока на земле, помог найти желанный поток. Отцентровав его, мне удалось выкрутить 1300 м, под самую базу облаков. Начало очередного перехода предстояло совершить под облаком. Было немножко не по себе, ощущая, как облако засасывает, как показалось мне в тот момент. Чувствовалась напряжённость в мышцах и понимание, что до полётов, когда я могу, расслабившись, получать удовольствие в потоках, мне ещё далеко. Переход был довольно таки продолжительным, над лесом. Заметив впереди пилота, пытающегося обработать поток, я скорректировал направление полёта. Прилетев к нему с запасом высоты в 50-100 м, по неопытности, я не стал обрабатывать этот поток, а решил пересечь цилиндр ППМ. Наверно это и стало главной причиной последующего завершения полёта по маршруту. Перед посадкой я ещё пытался обработать попадавшиеся плюсики, но кажущаяся близость земли, не дала хладнокровно добиться желаемого. Не смотря на это, я остался доволен результатом моего первого десятикилометрового маршрута, длившегося не многим более часа. Неспешно сложив снаряжение в пончик, я отправился к трассе, которая была в 200 метрах от места посадки. В это же время, в полукилометре от меня приземлился и Алексей Коновалов. Вместе с ним мы прошли по трассе около километра, увлеченно обсуждая события совершённого полёта, пока нас не забрала машина подбора.
По окончанию соревнований, было организовано питание прямо на поле, в виде овощного салата, горячего плова, приготовленного в казане. Для оглашения результатов, всех пригласили в Можгинский дом культуры. Завершающее мероприятие приятно удивило участников выступлением детского танцевального коллектива, громкими речами организаторов, вручением призов, грамот, футболок призёрам и участникам соревнований, а в самом финале - торжественным застольем!
Это были мои первые парапланерные соревнования. Хочу отметить, что эти соревнования также стали первыми для можгинских пилотов Максима Ткачука и Рамиля Галеева, но уже в качестве организаторов. Осмелюсь сказать, что дебют у ребят получился великолепным!!!