Выехали на полеты уже в первом часу дня, хотя собирались по-раньше. Видно было с утра, что день будет достаточно термичным. В прогнозе запад-юго-западный ветер, это немного не по направлению того поля на котором мы буксируемся, но все равно направление терпимое.
Пока ехали на место старта, 35 км от клуба, на небе нарисовались красивые облачка, даже местами было похоже на улицы, с полей улетаютпернатые хищники практически выкручивая от земли
Приехав на поле обнаруживаем, что ветер почти под 90 градусов к направлению буксировки. Немного меняем старт. Потом решаем кому первому лететь "на разведку погоды"
Кое-кто желает первым отправиться на встречу ветру, но посудив-порядив сошлись на стандартной схеме запуска пилотов... т.е. меня отправили "на мясо"
Что было после моего старта и как распределились места сказать не могу, потому как не присутствовал.
... Машина уходит в поле вытягивая километр веревки к горизонту, я готовлюсь к старту, застегиваю подвеску, проверяю камеру, включаю приборы. К слову сказать, на GPS еще в клубе от нечего делать поставил маршрут на Сарапул
, думаю будет показывать общее направления полета. От нашего поля до Сарапула ровно 100 км. хорошая цифра, круглая. Конечно, делал я это особо не надеясь на то, что получится долететь. Да и по прогнозу Сарапул не по направлению получался, предпочтительнее было лететь на Ижевск или по крайней мере вдоль ижевской трассы, чтобы проблем с подбором не возникло, тем более, что вес снаряжения достаточно большой и поклонником пешеходных прогулок я не являюсь. Ну это все были планы до полета, а как там получится видно будет в воздухе....
.... Идет дозвон на мобильник. Вызывает Рамиль, он взял на себя обязанности по первым затяжкам, благородный человек
дал шанс другим пилотам попытать свое счастье. Спасибо ему.
У меня все готово, крыло расправлено, веревка зацеплена, подходит хорошее облако, машина-буксировщик стоит уже в его тени.
Стартуем!!! Отрыв быстрый, но после этого набор слабый, высота растет медленно преодолено уже пол-поля а высоты всего 80 метров
кричу в гарнитуру "давай нагрузку" подходит термик, идет заброс на веревке наверно плюс 4, протыкаю термик, еще пару сотен метров на веревке и даю команду Рамилю "отцепляюсь" высоты всего 270 метров, а машина практически проехала все поле. Сразу разворачиваюсь по ветру, в надежде догнать и... ничего нет
лечу все дальше и дальше по ветру, на приборе "минус". И вот, каким-то чудом, врубаюсь в поток, высоты метров 230, нахожусь почти над местом старта, начинаю крутить. Крыло морщится, кидается из стороны в сторону, но набор идет. Облако практически полностью закрыло поле старта, теперь идет мощный подсос воздуха вверх, к белому пушистому облаку.
Стою в спирали, прибор надрывается, такое впечатление постоянный набор не меньше чеверки с забросами. Крыло по началу принялось ушами махать с непривычки, но потом пришлось "вожжи" взять по-строже, у меня не забалуешь
Высота растет на глазах, до кромки метров 250-300 замечаю под облаком хищную птицу, тоже набирала видимо, как только приблизился к ней, она крылья в руки и ходу в другую сторону. Ну что же, ладно, буду выкручиваться водиночку
Недолетая до облака поток киснет, остаются нолики, старт под ногами в 1800 метрах ниже, впереди есть еще облака, можно пробовать первый переход. После выхода из под облака бодрые минуса, сливаюсь вниз, но и лечу неплохо на GPS скорость 58 км/ч. Долетаю до соседнего облака, за это время оно уже начало разваливаться, нахожу полметра-метр, местами чуть вверх, местами вниз, барахтаюсь долго, набираю очень медленно.
Тем временем ветер уже снес до трассы Челны-Ижевск, теперь можно начинать строить стратегию на полет
, то бишь смотреть куда несет, чтобы меньше упираться против ветра. Пока несло в сторону Кватчей, нашей пятидесятиметровой горки, где больше 15 лет мы летаем
. Прыгаю от облака к облаку, наборы слабые, не могу определиться с ядром, чуть поднимает начинаю обкручивать. Так "в соплях" восстанавливаю истраченную высоту после переходов. Высота от 1400 до 1900 метров. Можга как на ладони, обхожу ее километрах в двадцати.
Вот и Кватчи под ногами, теперь, если придерживаться выбранной стратегии, лететь вдоль трассы, то нужно лететь на Горняк. Напрямую возможности лететь нет, голубое небо, гнать напролом смерти подобно, решаю обходить под облаками, постепенно сносит дальше на восток, трасса уже остается позади... Похоже, придется менять концепцию полета
Смотрю на GPS, там еще утром выбранный маршлрут на Сарапул, прибор пишет до цели 70 километров
, пытаюсь разглядеть этот манящий Сарапул за высотной дымкой, его не видно... Кама южнее видна своим разливом прекрасно, а вот Сарапул скрыт. Самое хреновое, что по дороге глушь сельская, если просесть, придется переквалифицироваться в туриста
и выходить неделю по лесам и полям. Ну чтож, плюнул на всё переключил GPS в режим компаса на активном маршруте, стрелка показывает прямо по траектории полета, уже легче
Внизу Татарстан, правильной геомертической формы поля, аккуратные деревни, трудолюбивые трактора на полях, дружелюбные смерчи поднимают пыль вверх прямо в огромное облако. Впереди отформившееся облако сильно развитой шапкой по середине, похоже будет надежный подъем, это очень хорошо, тем более облако стоит точно по маршруту следования. Бросаю слабый поток у разваливающегося облака и лечу к тому монстру. На полпути встречаю глобальный слив, высота тает на глазах, так низко я еще не летел с момента первого набора. Деревья и дома деревни растут как на дрожжах, высота чудовищно мала всего-то 1300 метров
над точкой старта. В глубине души начинает проступать тень тревоги, а что ЕСЛИ... Подлетаю к облаку, что-то пусто, а со стороны смотрелось впечатляюще. Но начинаются нули, постепенно нахожу плюс, который раскручивается до четверки. Облако приближается, высота растет, теперь было очень важно набрать, на приборе дистанция до цели 50 км. Еще лететь и лететь, поэтому решаю крутить до упора. У меня с собой GPS если влечу в облако то выйду по стрелке, наивно думал я
Не смотря на то, что стал уходить из под облака метров за 100 до кромки, все равно втянуло в белую пелену. Оставалось сохранять прямолинейное направление полета и ждать, когда просветлеет. Поскольку стрелка показывала строго вперед я не особо напрягался по поводу отсутствия видимости, рано или поздно вылечу... прошла минута или две, выпадаю из облака, все в порядке можно лететь дальше. Неподалеку растет еще одно облако, примерно такое же как это, гоню к нему, до цели 40 километров, Сарапул появился в поле видимости, уже легче, тем более что база выросла до 2300 метров. Перелетаю туда почти не потеряв высоты, на варике больше 2000, но все равно обкручиваю поток под облаком. Влетаю опять в нижнюю кромку, но теперь поток +5 и я далеко от края облака, так же встаю к ближнему краю облака и пытаюсь выдерживать прямолинейный полет, смотрю на GPS стрелка показывает чуть левее. Вокруг серая плотная пелена, слегка треплет крыло, но до сложений не довожу, понять где верх, где низ невозможно, Варик орет во всю глотку. Решаю довернуть левее, чтобы стрелка на ЖПС встала прямо. Тяну левую, смотрю на ЖПС, реакции никакой, как стояла стрелка чуть левее, так и стоит не шелохнется, думаю может поток как-то изменяет траекторию, поэтому эффективность клеванты падает, тяну левую сильнее, начинает мотать крыло. И тут я понимаю, что из-за плотности облака (кругом серое все, даже крыло просматривается плохо) GPS потерял спутники и стрелка замерла в последнем положении, и теперь сколько бы я ни крутился она не сдвинется с места
Бросаю все беру уши и складываю треть площади. Лечу довольно долго, благо что набора уже нет, видимо все же был около края облака. После этого зарекаюсь, нафиг надо больше залетать...
Ну вот, остается уже 30 км до цели. Дальше по маршруту еще одно хорошее облако, перлетаю к нему, потери высоты мизерные, основание облака неровное, видно что часть подошвы выше. Кручу поток, заблаговременно пытаюсь выйти из под облака, но вижу что зацепляю ту сторону которая висит ниже, разворачиваюсь в сторону более высокого основания и выхожу через него в сторону от облака. Дальше все просто, уже крутить и искать потоки особой надобности не было, прыгал от облака к облаку.
Сарапул все ближе и ближе. На варике высота 2200 м. на GPS дистанция до цели 20 км. бросаю последний поток, иду на глайде, прилетаю в пригород с западной стороны. С высоты в полтора километра пытаюсь разглядеть место куда можно примаститься
Раньше в Сарапуле я не бывал поэтому рассматривал очень внимательно, перелетать через город не хотелось, искал место посадки поближе к ж/д вокзалу или к трассе. Трассу на Ижевск заметил сразу, широкое шоссе с обилием транспорта - это хорошо
можно будет быстро решить проблему с возвращением...
Снижаюсь... разворачиваюсь против ветра и практически упираюсь в него, скорости вперед очень мало высота уменьшается, ниже километра трясет крыло и мотает так, что получаю несколько асимметрий, нафиг-нафиг, делаю уши. Внизу к турбулентной атмосфере прибавляется еще проблема выбора площадки приземления, всюду высоковольтные опоры, дома, лес стоит, в общем жуть сплошная. Самое страшное в полете это было приземление
, натерпелся, но сел удачно... и даже недалеко от дороги
Вот в общем и все.