Прочитал программу.
Я понял, что курсант прошел следующее упражнение:
Упражнение 1. Полеты в тандеме (3 полета).
Цель: Психологическая адаптация к процессу полета. Получений первичных навыков управления.
Содержание и рекомендации по выполнению: Задача упражнения - попробовать на практике все этапы полета и подготовиться к самостоятельным действиям. Инструктор летает с курсантом "по кругу", постепенно знакомя ученика со схемой полета и приемами управления парапланом. На всех этапах полета даются максимально подробные комментарии происходящего. На втором вылете, по мере возможностей, инструктор подключает к управлению курсанта. Курсант же внимательно слушает инструктора, наблюдает за его действиями, действует вместе с ним. Не должно быть ни секунды расслабления. На ученика льется огромный поток полезной информации, которую нужно осознать, понять, попробовать. Пробуйте. Управляйте.
За три полета необходимо понять и почувствовать принцип, идею управления. Навыки же пока не нужны, тем более тандемные. Больше трех тандемных полетов делать не рекомендуется из-за забавной психологической зависимости - чем больше вылетов с инструктором, тем тяжелее решиться на самостоятельный вылет. А ведь это так просто…
И споткнулся об следующее упражнение:
Упражнение 2. Первый самостоятельный полет, полеты "по кругу" (3 полета).
Цель: Самостоятельное выполнение всех этапов полета.
Содержание и рекомендации по выполнению: Курсант летает "по кругу". Отрабатываются и доводятся до правильного выполнения все этапы и элементы полета: взлет, набор высоты, отцепка, маневрирование, заход на посадку, посадка.
По словам новорожденных пилотов, летать одному намного проще и спокойней чем в тандеме. К тому же, в самостоятельных полетах пилоты не чувствуют себя одинокими. Качественная УКВ радиосвязь всегда сопровождает полеты. Сначала используется постоянный радиоконтакт с подсказками и комментариями. Но как только позволяют способности курсанта, его приучают к самостоятельности. После этого радиосвязь применяется как можно реже - в основном для необходимой коррекции упражнений и подстраховки.
У меня сложилось впечатление, что тут слишком большой шаг для среднестатистического человека. И еще.... Слишком эта программа смахивает на рекламную акцию.
Все обучение должно вестись шагами, соизмеримыми для восприятия. Потому небольшая горка более предпочтительна. Когда можно сначала на поляне поотрабатывать управление куполом, потом поднятся метров на 5, слететь, отработать старт и посадку, потом повыше и делать все это шагами, не вызывающими стресса курсанта.
Например есть такой документ КУЛП СД-87, где упражнение №1 гласит:
З А Д А Ч А № 1
П Л А Н И Р У Ю Щ И Е П О Л Е Т Ы
(подготовка спортсменов-дельтапланеристов III разряда)
Упражнение № 1. “Тренировочный (контрольный, показной) подлет”
Цель: выработка первоначальных навыков управления дельтапланом в воздухе, взлет и
посадка.
Условия: ветер встречный, ровный 2-3 м/сек. склон перепадом высоты до 10 м, средняя крутизна
15-20°, открытый, ровный.
Кол – во полетов: 20 подлетов.
Указания по выполнению.
На линии старта пристегнуть карабин подвесной системы и проверить ее в полетном положении.
Получить разрешение на полет, поднять дельтаплан и установить его строго против ветра.
Дельтаплан удерживать на разведенных и несколько согнутых в локтях руках. Устранить крен.
Непосредственно перед разбегом установить взлетный угол атаки, при котором дельтаплан
полностью сбалансирован от момента крена и пикирования.
Разбег выполнять энергично, возможно более широкими шагами, сохраняя постоянный упор на
ручку управления, контролируя угол атаки и не допуская крена. После отрыва сохранять
вертикальное положение тела, смотреть вперед и вниз, определяя расстояние до земли.
Перед посадкой отдать энергично ручку управления от себя на полностью вытянутые руки и
приземлится на ноги. При этом допускается небольшая пробежка до полной остановки, но без
падения.
В процессе выполнения подлетов инструктор должен находится в поле зрения обучаемого.
Высоту старта определять в зависимости от скорости ветра, профиля склона и характеристики
дельтаплана таким образом, чтобы не допускать взмывания и высоты подлета свыше 2 метров.
Я не говорю, что этот документ догма, просто сам прнцип "программы" и мер безопасности несколько иной.